Раньше развитием и маркетингом
После трансформации,
В мероприятиях участвовали несистемно — ходили только туда, куда звали, и то если могли найти спикера. Всё вместе привело к тому, что маркетинг стал ситуативный. Тогда в агентстве открыли вакансию директора по маркетингу.
В вакансии между строк читалось «Ищем человека, а не набор скиллов»
Услуга
Услуги агентства полного циклаСтавим целью кратный рост бизнеса. Собираем
Когда я только пришла в агентство, основная трудность заключалась в глобальной неопределённости как с моей стороны, так и со стороны команды. Я не понимала, на каких данных строить прогнозы, какие каналы и как работают. А команда — чего ожидать от меня, что можно поделать вместе с отделом маркетинга и к чему это всё приведёт.
Кроме этого я не понимала, кто в итоге мой конечный заказчик и какие есть ресурсы. Каждое направление в агентстве — самостоятельный юнит со своим руководством, своими правилами и экономикой. И если команда не видела явной ценности
Наше положение того времени можно описать тезисом «Слепой лось, бегущий по лесу».
После ковида и прочих внешних факторов он трансформировался в другой — «Слепой лось, бегущий по горящему лесу».
Первым делом я собрала ретро и поняла, что статистику по источникам лидов вели условно. Не все обращения заносили в AmoCRM, а источники фиксировали редко и точечно. Нельзя было отделить лиды, которые Сева привёл личным нетворкингом, от лидов с контента и мероприятий. Когда я выгрузила лиды за 2021 год, то поняла, что 63 % из них привела магия.
Источники лидов после выгрузки отчёта за 2021 год
Выделенной команды маркетинга не было. Я была одна, работала только с внутренними подрядчиками. Каждый месяц у меня
Было сложно вклиниться в процессы команд, которые я могла привлекать в качестве подрядчиков. У них всё было железно спланировано и разложено на задачи. Я же приходила
Тогда мы придумали пять сгораемых «жизней» в месяц, чтобы беречь друг друга — и процессы ребят не поломать, и меня не оставить без реализации задач. Одна «жизнь» — одна срочная задача вне обычного процесса. Обычно все «жизни» сгорали уже к середине месяца.
Я начинала работать в неизвестности и сопротивлении, поэтому в первый год чётких маркетинговых планов не было. Я только собирала информацию, пыталась понять взаимосвязи и наладить систему.
Было очень много ручной работы, которая занимала массу времени, но не всегда давала достоверные результаты. AmoCRM была, по сути, базой данных с клиентами, максимально похожими на целевых. Про неквалифицированных лидов при этом информации не было. Я не могла определить конверсию из заявки в целевого лида. Мы могли привлекать ИП Морозова с цветочным магазином, хотя нам нужны S7 Airlines.
Первые отчёты делала из любви и палок в Google Таблицах. Выгружала данные из AmoCRM, убирала лишние поля, приводила таблицы в человеческий вид и пыталась по ним сделать
В 2022 году мы изменили подход к аналитике маркетинга в агентстве:
В 2022 году мы изменили подход к аналитике маркетинга в агентстве:
Разделили все лиды по нескольким воронкам. Одна из них — маркетинг, куда входит реклама, SEO, мероприятия, контент и прочее. Отдельно вынесли тендеры. Ещё отдельно вынесли источники, на которые маркетинг либо не влияет, либо влияет опосредованно: рекомендации, личные знакомства, бывшие сотрудники
Отчётность автоматизировали: выводим в PBI и видим всю воронку маркетинга — от первого касания до продажи. Видим источники, каналы, конверсию в целевого лида, закрытые и нереализованные лиды, продажи новым клиентам.
В то же время отдел продаж инициировал перестройку своей воронки и починку логики работы с лидами. Как и у маркетинга, у продаж теперь есть отчёт в PBI, в котором видно деньги, сроки, ответственных и перемещение карточек клиентов по воронке.
Перестройка процессов заняла примерно шесть месяцев. К концу года
Также у нас была гипотеза, что видеоматериалы помогут привлечь внимание аудитории и лучше донесут атмосферу работы. Мы подготовили ТЗ, по которым клиент и вожатые должны были снять видео. Это помогло получить живые эмоции, но с важными тезисами, которые помогают привлечь качественные кадры.
Один лид может делиться на группу источников: мероприятия, контент, реклама. Источники зависят от того, что мы видим в отчётности и что клиент говорит менеджеру. Каждому источнику присваивается свой балл: если источника три, то каждый получает по 0,33 балла.
Если посмотреть отчёты по источникам лидов, то в топе будут рейтинги и поиск в «Яндексе» и Google, а на четвёртой и пятой позициях — мероприятия и контент. Однако если посмотреть отчёты по конверсии в целевого лида, то эти каналы наоборот окажутся в топе.
Дело в том, что на мероприятиях и в контенте пользователь касается конкретного человека и его опыта. Например, читает кейс по SEO, который тимлид агентства написал от своего имени. На мероприятиях запоминаются ребята из агентства и подход, который они транслируют. Контакты «
С контентом в целом всё проще, чем с мероприятиями. Завершили проект — написали кейс, клиент оставил отзыв — красиво оформили его
Сейчас собственных ресурсов хватает на производство контента и его минимальную дистрибуцию. Мы стали публиковать материалы на площадках, под которые не нужна адаптация и на которых нас ещё нет. К примеру, раньше мы не публиковались на AdPass и Sostav, а теперь наш блог на четвёртом месте среди других блогов агентств на AdPass и в списке популярных блогов на Sostav.
В планах научиться прицельно работать с аудиторией каждой площадки, осознанно писать под неё материалы, работать с платным трафиком и тестировать коммерческие размещения.
Блог
Когда Сева Устинов, основатель
У меня появилась задача вырастить новых спикеров, а это небыстрый процесс.
Сначала я собрала список ребят, у которых уже есть опыт спикерства. Мы начали мониторить конференции и участвовать в подходящих. Параллельно с этим проводили свои
На втором этапе я стала искать внутри команды спикеров с небольшим опытом или вообще без него. Часто их реакция предсказуема. Ребята считают, что просто решают
В ответ мы предлагали выступить на региональном мероприятии, чтобы просто потренироваться. Затем помогали упаковывать «обычный» опыт и выносили на первый план подход к клиентскому проекту. Спикер видел отклик аудитории, сравнивал своё выступление с выступлениями ребят с рынка и понимал, что он — классный спикер. Дальше его можно отправлять на более крупные конференции.
Когда спикер входит во вкус, его уже не остановить.
В итоге для новых спикеров
Спикер тренируется и прогоняет свою презентацию на всю команду агентства
Есть и другой способ вырастить спикеров внутри агентства. Некоторые руководители направлений инициировали
В начале 2023 года мы запустили собственный подкаст про маркетинг «ITAК», который помогает решить сразу несколько задач.
Сейчас у меня есть выделенная команда из четырёх человек — три редактора и менеджер по ивентам. Я не занимаюсь поиском и скорингом мероприятий, документооборотом и прочими мелкими, прикладными и очень узкими штуками. Сейчас я больше координирую направления и реализацию маркетинговых планов ребят.
Внутренний подряд тоже остался — сейчас это дизайн, разработка, SEO, CRM и джедаи. У нас с ними чёткие договорённости по задачам и полностью описанный процесс взаимодействия.
В каждом направлении есть ответственный человек, который взаимодействует с маркетингом в качестве заказчика. Он планирует маркетинговые активности для своего направления, которые интегрируются в большую стратегию маркетинга агентства.
Теперь команда знает, что ожидать от нашего отдела. Ребята смотрят сквозную отчётность, слушают итоги раз в две недели на общих собраниях и видят, что контент работает, мероприятия приносят пользу, а участвовать в подкасте прикольно. Может быть, в моменте маркетинг не приносит 100500 миллионов лидов, но, делая
Все внутренние процессы по работе с сайтом, по контенту, по мероприятиям тоже оцифрованы, упорядочены и занесены в Kaiten. Для реализации каждой конкретной задачи у нас есть набор инструкций и пошаговых действий, вариантов развития событий и последовательность шагов. Если вдруг
План для мероприятия: найти спикера, подобрать тему, создать посадочную страницу, подготовить медиаплан, запустить рекламу, провести мероприятие и проанализировать результаты
Мы оцифровали всё, что можно оцифровать. Собрали сквозную отчётность в PBI. Данные в неё тянутся из AmoCRM. Есть отчёты, которые формируются на основе
Все новые лиды делятся на две большие группы источников: на которые маркетинг непосредственно влияет и на которые либо влияет опосредованно, либо не влияет вовсе.
Мы можем оценить эффективность каждого канала, на который влияем. Например, выступления на мероприятиях и контент работают вдолгую. Если мероприятие в моменте не приносит лиды, это не значит, что стоит отключить этот канал и не тратить на него деньги. То же самое относится и к контенту.
Если сравнивать с первым полугодием 2022 года, в 2023 мы привели в 2,2 раза больше лидов. 61 лид пришёл с мероприятий. 102 лида перед обращением в агентство читали наши материалы в Академии. Каждый месяц мы приводим столько лидов, сколько запланировали.
За два года нам часто приходилось перестраиваться «в полёте» — один за другим прилетали внешние факторы, которые влияли на рынок и процессы внутри команды. Однако, кроме сложностей и ограничений,
Имидж агентства.
Часто слышим, что классные специалисты, которые сейчас работают в компаниях мечты на руководящей позиции, росли на материалах из нашей Академии — плане роста джедаев,
Лояльная, крутая и этичная команда. Когда работаешь с экспертами такого уровня, любая гипотеза, которая пошла в работу, превращается во вменяемый план с измеримым результатом, либо отсекается на старте с комментарием: «Мы уже так делали — не работает».
Ценности агентства. Когда начала соприкасаться
Самое удивительное, что фильтр ценностей проходят не только сотрудники при приёме на работу, но и потенциальные клиенты.
Поддержка старших. Почти у каждого в агентстве есть человек, которые отвечает за его рост. Это может быть руководитель направления или человек из управления агентством.
Поддержка старших — это не список, в котором надо чекбоксы расставлять и фигачить. Это про то, что можно прийти и попросить помощи, если тяжело. Тебя поддержат, поймут, спросят, давно ли в отпуск ходил.
Полная свобода действий. Я сама выбираю каналы, подбираю инструменты и формирую бюджет на основе результатов прошлого года. В рамках бюджета могу делать всё, что вздумается. Если результат соответствует планам, то и вопросов нет. Главное не выходить за рамки бюджета, ценностей агентства и здравого смысла.
В бюджет на каждый месяц у меня зашита «Соточка на эксперименты». Сумма, вроде бы, небольшая, но её достаточно для тестов.
Я могу без предупреждения ребят из управления проверять штуки, которые раньше не пробовала. Например, протестировать закрепы и размещения в рейтингах или купить членство
директор по маркетингу
Юлия Величко
менеджер маркетинга
Лариса Васина
ведущий редактор
Надежда Иванян
редактор
Алексей Игнатов
редактор
8 декабря 2023
Записал Алексей Игнатов, отредактировала Лариса Васина
Инструменты
Шаблон таблицы возможностейИнструменты
Устройство агентства
Правила выживания для стажёров и сотрудниковИнструменты
Кластеризатор ключевых слов на Power QueryУстройство агентства
Оценка 360: взгляд на сотрудника глазами коллегУправление
План обучения менеджеровПродолжая пользоваться сайтом, вы принимаете соглашение о передаче данных.