Как продуктовый менеджер я помогаю компаниям выводить продукты на рынок, строить продажи и маркетинг, улучшать
В этой статье я хочу рассказать об исследованиях и их роли в развитии бизнеса. Ведь если о них вспоминают, то чаще всего происходит это на этапе запуска продукта, чтобы провалидировать идею. При этом упускают ещё две точки в развитии проекта, когда исследования могут принести пользу. Начнём с начальной стадии развития бизнеса.
Запускать новый бизнес или отдельный продукт можно двумя способами: проверить, как устроен рынок, и принимать решения на основе результатов анализа или сразу перейти к реализации идеи.
Оба подхода имеют право на жизнь, но важно знать плюсы и минусы каждого из них и учитывать их в работе. В чём они заключаются:
Если понимать и принимать риски каждого подхода, то можно выбрать любой. Но в обоих случаях, когда дело дойдёт до брендинга, построения маркетинга и продаж, у маркетолога возникнут вопросы:
Отвечать на эти вопросы рано или поздно придётся. Мы за то, чтобы найти ответы заранее, потому что без них предприниматель опирается на личный опыт и слухи, которые могут оказаться искажением. С исследованиями — на реальность.
С теорией пока закончим. Я покажу на примере одного из проектов, как исследования помогли бренду скорректировать
Продуктовое исследование для SKYN
Ситуация. Международная команда выводила продукт на российский рынок и хотела понять, стоит ли продолжать продажи здесь, и если да — через какие каналы. Кроме этого, важно было решить, какую ценность транслировать российской аудитории, и будет ли коммуникация в нашей стране отличаться от коммуникации в других странах.
Задача. Исследовать аудиторию, чтобы проверить гипотезы компании и получить новые коммуникационные идеи.
Решение. Провели глубинные
Результат. Во время исследований:
— подтвердили гипотезы об аудитории;
— поняли ключевое преимущество продукта для потребителя;
— выяснили, как развивать коммуникацию дальше;
— нашли неочевидный для компании, но важный для целевой аудитории канал дистрибуции.
Услуга
Делаем CustDevОбычно под «кастдевом» понимают либо глубинные интервью для поиска «инсайтов», либо этап product discovery, в процессе которого находят product/market fit продукта.
Потенциал исследований не заканчивается только работами на старте проекта. Они позволяют найти ответы и на стадии роста компании.
Бывает так, что бизнес успешно запустился, начал расти и зарабатывать деньги,
Когда речь идёт о проблемах привлечения покупателей, стоит понять, на каком этапе рушится конверсия. Если люди смотрят рекламу, но не переходят на сайт, то одна из вероятных проблем — в рекламном объявлении. Если же они переходят на сайт, но не оставляют заявки, нужно разбираться с сайтом.
Дальше для примера рассмотрим ситуацию с низкой конверсией из посетителей сайта в заявки. Понять с ходу, почему так происходит, почти всегда невозможно. Причина может быть в чём угодно: неудобный интерфейс, продукт непонятно описан или его цена не соответствует ценности в глазах потребителя, в целом нерелевантное предложение для аудитории и т. д.
Выходом из этой ситуации может стать исследование, которое покажет, где проблема — в коммуникации, интерфейсе или продукте — и в чём конкретно там барьер для потребителя. Как следствие, у бизнеса появится понимание, как починить конверсию и помочь экономике снова сойтись.
Подобную задачу мы обычно решаем так: берём кусочек коммуникации, который перестал работать, и проверяем на людях. Смотрим, как они его воспринимают, что для них является барьером,
Важно отметить, что необязательно проверять весь сайт. Можно точечно исследовать то, что поломалось: креатив, баннер, статью, слоган, мобильную или десктопную версию приложения и т. д.
Для примера приведу наш кейс с «
Ситуация. У компании был лендинг, который не приносил заявки, хотя спрос на услугу был подтверждён.
Задача. Поднять конверсию на лендинге из посетителя в целевого лида.
Решение. Провели
Результат. В 3,8 раза выросла конверсия из посетителя в целевой лид после нашей работы.
Когда проблемы с привлечением аудитории решены, бизнес переключается на работу с LTV для дополнительного масштабирования продаж. Чтобы клиент пользовался продуктом или услугой как можно дольше, те должны постоянно отвечать его запросам, которые, в свою очередь, могут меняться в зависимости от обстоятельств.
Если продукт теряет актуальность для текущей целевой аудитории, бизнес узнает об этом, когда падает средний чек, сокращается объём повторных и дополнительных продаж.
В этом случае исследования помогут выявить причины изменения покупательского поведения. Они, в свою очередь, могут быть разными, например: появился конкурент, упало качество продукта, упала покупательская способность у сегмента в целом, случился апокалипсис, на фоне которого продукт стал неактуален. Понятное дело, что масштабировать продажи, не разобравшись в причинах падения показателей, не получится.
Но даже когда явных проблем с продажами нет, исследования помогают увидеть, за счёт чего можно увеличивать LTV. В качестве примера приведу один из наших кейсов.
Некоторое время назад мы помогали Mango.Rocks уточнить портрет платящего клиента, выяснить мотивацию людей, покупающих полис, понять, насколько отзывались им офферы компании. Результаты исследований стали триггером к изменению в бизнесе.
Ситуация. «Манго Иншуринг» был стартапом на рынке российского страхования, который планировал масштабироваться. В первый год работы перед его командой стояла
Задача. Когда первичная база была набрана, команда пригласила
— есть ли у людей из выбранных сегментов потребность в страховании,
— действительно ли они готовы покупать онлайн,
— дадут ли они кратный рост,
— научилась ли команда их привлекать.
Решение. Провели серию
Результат.
Один из примеров такого изменения — компания уменьшила отток клиентов и повысила средний чек благодаря более активным продажам годовых подписок и смене коммуникационных офферов.
Независимо от того, есть ли у компании проблемы с продажами, мы рекомендуем поговорить с покупателями, а ещё лучше начать общаться с ними регулярно. Расспрашивать их, что им важно прямо сейчас, в чём они видят ценность продукта и насколько он им вообще нужен сейчас, что изменилось в их жизни и т. д. Это поможет понять, получится ли масштабировать продажи на этом сегменте, или стоит доработать продукт, или вообще изменить
Вместо заключения хочу добавить, что по большому счёту исследования могут принести пользу любому бизнесу. Однако есть те, кто выигрывает больше. Мы помогали и молодым стартапам, и крупным корпорациям. При этом больше всего ценности от исследований получают те, для кого принятие решений сопряжено с наибольшим риском:
Любое исследование снижает уровень неопределённости, а, значит, помогает принять взвешенные решения на любом этапе. При этом не так важно, делаете вы его сами или нанимаете
Опирайтесь на факты. Проводите исследования. Приносите пользу потребителям и своему бизнесу.
24 мая 2023
Устройство агентства
Презентация подходаУправление
План обучения менеджеровУстройство агентства
Оценка 360: взгляд на сотрудника глазами коллегУстройство агентства
Правила выживания для стажёров и сотрудниковИнструменты
Шаблон воронки продажИнструменты
Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете соглашение о передаче данных.