Кто такой менеджер и чем он занимается в IT-Agency

Мы столкнулись с проблемой: соискатели читают наше описание вакансии менеджера и не понимают, чего мы от них хотим. Я знаю это, потому что на каждом собеседовании отвечаю на одни и те же вопросы: «В чём разница между уровнями менеджеров?», «Что делает младший менеджер/менеджер/ведущий?» и «Какие навыки от меня требуются в этой профессии?».

Мы пытались ответить на эти вопросы на странице вакансии, но это не особо помогло. Кандидаты вроде бы понимают, что менеджер в агентстве — это аккаунт, проджект, руководитель группы, бизнес-аналитик, стратег и аккаунт-директор в одном лице. Но всё ещё до конца не представляют, какие проблемы их ждут и как вырасти от младшего менеджера до ведущего.

Так что в этой статье мы стараемся ответить на самые популярные вопросы соискателей. Но для начала расскажем чуть подробнее о том, кто такие менеджеры в IT-Agency.

Кто такой менеджер и какие типы бывают

Менеджер — специалист, который решает стратегические и управленческие задачи в проекте. Он нужен, когда бизнесу непонятно, как двигаться дальше, или требуется внешняя оценка текущего этапа. Например, если необходимо масштабировать бизнес, запустить новый продукт или выяснить, почему перестали работать ранее эффективные каналы.

Такой специалист важен, когда у клиента есть план, но требуется экспертный взгляд со стороны. Это часто случается, когда компания долго работает в одной сфере и теряет объективность. В таких случаях внешняя оценка помогает выявить скрытые проблемы и найти новые точки роста.

Менеджер в агентстве — как терапевт: он знает, кого подключить на каждом этапе проекта, чтобы привести бизнес к успеху.

Мы сравниваем менеджера с терапевтом. Как в медицине врач общей практики определяет причину заболевания и направляет к узкому специалисту, так и в бизнесе менеджер диагностирует проблему, предлагает решения и сопровождает клиента на пути к цели.

Например, клиенты приходят с запросом на рекламу или оптимизацию, думая, что это решит их проблемы с продажами. Когда менеджер начинает разбираться, он понимает, что дело не в рекламе — заявки есть, но отдел продаж не успевает их обработать. В таком случае задача менеджера — предложить комплексное решение, которое поможет устранить реальную причину проблемы и привести бизнес к желаемому результату.

Менеджерам важно знать, как работают инструменты и когда лучше всего их использовать. Это им помогает быстро посмотреть на проект комплексно, увидеть болевую точку или точку роста и привлечь нужную команду, которая профессионально решит проблему.

Менеджеры бывают разные, и в этой профессии обычно выделяют четыре типа:

  1. Аккаунты-менеджеры. Они отвечают за коммуникацию между клиентом и агентством. Например, если у бизнеса есть вопрос или нужно передать информацию рабочей группе, это сделает аккаунт-менеджер.
  2. Классические проджекты управляют проектом и строят бизнес-процессы. Например, они следят за тем, чтобы задачи выполнялись в срок, а команда работала слаженно.
  3. Продукт-менеджеры. Они занимаются созданием, улучшением и продвижением продукта. Например, специалист может курировать разработку нового товара и его успешный запуск на рынок.
  4. Менеджеры по продажам. Эти специалисты фокусируются на увеличении объёмов продаж и поиске новых клиентов. Такие менеджеры разрабатывают и внедряют стратегии продаж, отслеживают динамику и корректируют подходы, чтобы обеспечить рост выручки.

В агентстве позиция менеджера сочетает три роли — аккаунтов, продуктовых менеджеров и классических проджектов, чтобы обеспечить комплексное развитие клиентского бизнеса. Мы подключаемся к проекту, анализируем ситуацию и помогаем выстроить стратегию. В процессе собираем рабочую группу и следим за её эффективной работой, чтобы выполнить поставленные цели клиента.

Теперь перейдём к частым вопросам. И первый из них о том, какой менеджер считается хорошим.

Хороший менеджер управляет проектом

Менеджеры часто оказываются в роли прослойки между клиентом и рабочей группой. С одной стороны, они должны организовать управление процессами, но с другой — не могут по двум причинам: не хватает знаний или же им не дают на это полномочий.

В итоге менеджер просто лавирует между клиентом и собственной командой: несёт работу заказчику → получает замечания → передаёт их рабочей группе → получает ответы → несёт их клиенту → заказчик что-то принимает, что-то отбраковывает → менеджер снова несёт правки команде → рабочая группа что-то правит, от чего-то отмахивается → и так по кругу. Оказавшись между двух огней, менеджер уже не думает о качественном результате. Он хочет как-нибудь согласовать все изменения, сдать проект в срок и чтобы всё это мучение скорее закончилось.

Таблица уровней менеджеров показывает, сколько времени менеджеры разных уровней уделяют той или иной роли

Наши специалисты — самостоятельные боевые единицы, которые занимаются управлением процессами и умеют доводить дело до конца

В агентстве менеджер — руководитель проекта. Его задача — заниматься управлением, а не быть в роли «принеси-подай». Мы доверяем менеджерам принимать решения самостоятельно и даже более того — всячески настаиваем на этом. Но для этого им нужно:

  1. Разбираться в принципах SEO, контекстной рекламы, дизайна, аналитики, работы с отделами продаж и других специализациях агентства, чтобы верно оценивать ситуацию на согласованиях.
  2. Понимать возможности команды, чтобы предлагать клиенту реалистичные решения.

Только тогда менеджер сможет самостоятельно принимать решения на встречах с клиентом, а не бегать к рабочей группе за консультацией. От этого выигрывают все: менеджер фокусируется на качестве проекта, команда не отвлекается на неважные замечания, а клиент получает обещанный результат в срок.

Задачи менеджера зависят от его профессионального уровня

Не каждому специалисту можно сразу доверить все процессы целиком. Зато каждый может принимать решения в рамках собственных задач, которые зависят от квалификации менеджера. При этом уровень зарплаты также напрямую связан с ответственностью и набором обязанностей, которые выполняет специалист.

Мы делим менеджеров на три уровня: младший, менеджер и ведущий. Должностные обязанности на каждой позиции различаются лишь объёмом ответственности: чем выше уровень менеджера, тем масштабнее его задачи и выше зарплата. Уровень менеджера зависит от опыта, компетенций и глубины погружённости во внутренние процессы агентства.

Младший специалист — человек, у которого мало опыта и недостаточно развиты требуемые навыки, но ведущий видит в нём потенциал для развития до уровня руководителя. Он не отвечает за процессы самостоятельно, а работает в паре с менеджером или ведущим. Бо́льшую часть времени младший менеджер работает в роли аккаунт-менеджера: помогает проводить встречи, координирует работу команды, подхватывает простые задачи внутри агентства и на клиентских проектах. Его цель — как можно быстрее научиться и вырасти до менеджера.

Менеджер уже ведёт проекты самостоятельно. Он понимает, что и как работает в агентстве, и знает, к кому с какой проблемой обращаться. Это помогает ему привести проект к намеченной цели в оговорённые сроки. Менеджер заранее просчитывает возможные риски, а если что-то пойдёт не так, оперативно разрулит ситуацию. Ответственность за проект лежит на нём, но ведущий на всякий случай приглядывает за ним, чтобы уберечь от фатальных ошибок.

Ведущий менеджер фокусируется на системе в целом: клиентских проектах, внутренних процессах и команде. Он знает про неё всё и стремится улучшить. Для этого он действует более глобально: ставит цели, проводит встречи с первыми лицами, добивается внедрения решений, обучает и направляет рабочую группу.

Вся система агентства построена так, чтобы менеджер активно продвигался вверх по уровням.

Агентство помогает менеджерам стать профессионалами

Каждый уровень менеджера состоит из нескольких ступеней или левел-апов. Как только менеджер приходит в агентство, он вместе с ведущим составляет план роста: что нужно сделать, чтобы получить левел-ап.

У нас есть стандартный план обучения для всех менеджеров, но некоторые книги и задачи ведущий подбирает индивидуально каждому. Например, один специалист должен научиться писать подробное понимание задачи, другой — самостоятельно перестроить отдел продаж на реальном бизнесе, а третий — прочитать несколько книг и подтвердить новые знания на практике.

Кроме того, важную роль играют единицы смысла. Для младшего менеджера единицы смысла чаще всего направлены на его личное развитие. Например: «Организовал личную систему обучения и написал статью, как это сделать другим».

Для менеджера — на личное развитие и пользу для проектов. Например: «Научился делать кастомные вычисляемые поля в Power Query и писать рабочей группе на M языке → трачу на треть меньше времени на задачи».

Для ведущего — на систему агентства в целом. Например: «Передал и обучил найму других. Уже есть менеджеры, которых нанимал не я».

Если специалист выполнил поставленные требования, ведущий собирает у команды оценку 360 по этому менеджеру. Если оценка в целом положительная, требования выполнены хорошо и ведущий считает, что менеджер готов, он получает левел-ап. А вместе с левел-апом и новый план роста.

В трудных ситуациях ведущие не тянут менеджеров на себе, а помогают им увидеть пробелы и вырасти до руководителей. Эта система работает с менеджерами любой квалификации. Младшим и менеджерам помогают их ведущие. Ведущим помогает кто-то из управления агентства.

Мы хотим, чтобы специалисты развивали свои навыки и знания в менеджменте. Но многое зависит от них самих

Стартовый уровень кандидата зависит от его опыта и навыков. Иногда он начинает с позиции младшего, а иногда — с позиции менеджера, но ещё ни разу никто не начинал сразу с позиции ведущего. Чтобы стать ведущим, менеджер должен «пожить» в агентстве и понять правила игры: изучить, как организовано управление процессами и работа в команде.

Движение по ступеням зависит от самого сотрудника. Чем быстрее он учится менеджменту, чем лучше выполняет задачи и чем больше ответственности берёт, тем быстрее растёт. Но если менеджер сам не стремится вырасти, наша система обучения или ведущие ему не помогут.

Ценности и личные качества кандидата важнее профессиональных навыков

Мы ищем близких по духу людей, чтобы всем было комфортно: и команде, и им самим. Вот качества, которые мы стараемся развивать в себе и которые ожидаем от кандидатов:

1. Профессионализм — это не столько профессиональный уровень менеджера, сколько его отношение к делу. Неважно, младший он менеджер или ведущий, он должен стремиться выполнять свои должностные обязанности максимально хорошо.

2. Открытость и честность. Доверие — основа отношений внутри команды и с клиентом, а в этом деле важна честность и открытость. Мы ожидаем, что менеджер умеет честно признавать ошибки, объяснять клиенту действия команды, предупреждать о рисках и прислушиваться к новым идеям.

3. Ответственность. Безответственному человеку нельзя ничего доверить, а значит, за ним нужен постоянный контроль со стороны. Такой менеджер вряд ли сможет вести проекты и достигать высоких результатов.

4. Стрессоустойчивость. Менеджерам приходится работать со сложными проектами: преодолевать возражения клиентов и команды, учитывать ограничения и быть готовым к поломкам. Если менеджер не умеет справляться со стрессом, он загубит себя, рабочую группу и проект.

5. Адекватное восприятие критики. Если менеджер ошибается, это нестрашно. Но если он не способен принимать критику, ему будет сложно работать в команде и профессионально расти.

6. Перфекционизм. Это не о том, чтобы делать всё идеально. Это о том, чтобы критично относиться к решениям и реализации. Сделать всё идеально невозможно, но стремиться к этому нужно.

Менеджер в агентстве — капитан проекта. Перед клиентом он защищает интересы команды и агентства, перед командой — интересы клиентского бизнеса.

Обновление: 14.10.2024

Ещё по теме

Популярные материалы

Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете соглашение о передаче данных.