Чтобы она не легла на полку бесполезным грузом
По нашему опыту большинство
Всеволод Устинов рассказывает, как разрабатывать стратегии и оценивать их работоспособность
Обычно стратегию пишет маркетолог по заданию руководителя или клиента. Он открывает гуглдокс и выкладывает туда все свои идеи: то, что он давно хотел попробовать и что он знает. Затем он добавляет для галочки прогнозы и обоснования, в полезность которых сам не верит, и идёт защищать свою работу перед клиентом или руководителем.
Так обычно пишутся все стратегии
Маркетолог выступает убедительно и вроде знает своё дело, поэтому его руководитель или клиент утверждает стратегию, на всякий случай сократив бюджет на 20 %. Дальше всё идёт не по плану в первый же месяц, поэтому про стратегию забывают. Бюджет согласован, вектор понятен, действуем по ситуации.
Алгоритм создания работоспособной стратегии выглядит так: нужно провести всевозможные аудиты, свести их в таблице возможностей, составить из них сценарии и получить результат. Тогда в стратегии появятся чёткие сроки, измеримые результаты, внятный план работ и железные обоснования.
Стратегия начинается с анализа текущей ситуации, а не с общих идей, которые маркетолог черпает из собственного опыта или из интернета. Мы действуем так: аудит конкретных зон → составление таблицы возможностей → разработка худшего, нейтрального и лучшего сценариев → прогнозирование результатов.
Так надо писать стратегии
Аудит — это анализ всех зон бизнеса,
В идеале над аудитом работают сразу несколько человек. В агентстве первичный аудит делает джедай. Затем он показывает промежуточный результат своему ведущему, чтобы вместе провести мозговой штурм и накидать новых идей. Если нужно, джедай подключает к обсуждению других ребят: они подкидывают новые идеи или задают вопрос «почему это так?». После этого джедай дорабатывает аудит, и они с ведущим защищают его перед менеджером. Такое количество специалистов гарантирует, что мы не упустим ничего важного.
Готовый аудит мы проверяем по двум параметрам: полноте и точности. Полнота помогает убедиться, что в будущей таблице возможностей не будет дыр, что мы учли все возможности и ничего не пропустили. Точность даёт цифры и факты, которым можно верить и на основе которых можно делать прогнозы.
Аудит проводим
Аудит даёт представление о том, где у бизнеса слабые зоны по сравнению с конкурентами. Когда мы видим эти зоны, мы можем предположить, что конкретно надо сделать, чтобы их улучшить. Например, сравниваем наш лендинг с лендигами конкурентов и видим, что преимущества у нас слабые, главное действие непонятное. Решение — доработать лендинг: переписать преимущества и добавить ясный призыв к действию.
Результаты аудита ложатся в основу таблицы возможностей.
Таблица возможностей показывает, что мы можем сделать, чтобы улучшить текущую ситуацию; каких результатов достичь и с какой вероятностью. Она состоит из тех же зон, которые мы анализировали во время аудита.
После аудита мы выписываем в таблицу возможностей конкретные работы по улучшению каждой зоны. Для каждой работы мы просчитываем, сколько временных или денежных ресурсов потребуется на её выполнение и какой результат мы хотим получить.
Затем мы считаем, с какой вероятностью мы можем достигнуть желаемого результата. Например, построение отчётности от первого просмотра рекламы
Так выглядит таблица возможностей: блоки работ, трудовые и финансовые затраты, возможный результат и вероятность достижения результата
Цифры из таблицы возможностей гарантия того, что мы верно просчитаем сценарии развития бизнеса для стратегии.
Сценарии развития — это варианты развития событий, если мы поступим так или иначе. Чтобы понять, куда двигаться, надо просчитать несколько сценариев. Например, как выглядят наши прогнозы, если мы сократим все бюджеты в два раза? А что будет, если мы вообще ничего не изменим?
Только после того, как мы просмотрим несколько сценариев с разными ограничениями, мы сможем понять, какой из них принесёт больше всего результата.
Сценарии развития событий: что будет, если с июня увеличить бюджет на 20 %? А если на 70 %?
Результат. В итоге мы получаем конкретный результат, к которому хотим прийти; конкретные сроки, в которые мы уложимся; чёткий план работ и внятное обоснование, почему всё получится именно так.
Стратегия начинается с конкретных текущих показателей, конкретных блоков работ и прогноза.
Так выглядит нормальная стратегия, которую можно начинать тестировать на прочность
Такой подход помогает разработать работоспособную стратегию. Она опирается на факты и цифры бизнеса, поэтому уже на этапе проработки сценариев станет ясно, что сработает, а что — нет.
При разработке стратегии мы просчитываем возможные риски и обязательно прописываем условия, которые надо соблюдать для достижения результата. Если исполнитель принёс стратегию без условий, значит, он не рассчитывал, что она действительно пойдёт в работу. Нет условий — нет стратегии.
Пример условий для соблюдения стратегии: кто и что нам нужно, когда и зачем
Алгоритм разработки работоспособной
20 июля 2023
Записалa и отредактировала Наташа Ганецкая
Управление
План обучения менеджеровУстройство агентства
Правила выживания для стажёров и сотрудниковУстройство агентства
Оценка 360: взгляд на сотрудника глазами коллегИнструменты
Кластеризатор ключевых слов на Power QueryПродолжая пользоваться сайтом, вы принимаете соглашение о передаче данных.