Изучая материалы по фасилитации, мы обратили внимание, что везде даются только общие советы. Рассказываем на примерах, как это работает у нас и у коллег.
Что такое фасилитация
Фасилитация — это метод проведения рабочих встреч. Цель фасилитации — сделать так, чтобы участники услышали друг друга и смогли принять важное решение коллективно.
Рабочую встречу курирует модератор, он контролирует ход обсуждения и помогает вовлечь всех участников в процесс.
Модератор обычно подбирает инструменты и методы так, чтобы решить задачу рабочей группы.
Раньше значимые решения принимал совладелец и директор агентства Сева Устинов, но после трансформации
Сейчас в состав Совета входят 12 руководителей направлений, которые могут влиять на внутренние процессы в агентстве.
В некоторых отделах, например, у менеджеров ответственный сотрудник в Совет избирается каждый квартал. В других направлениях в Совет входит руководитель направления
Совет принимает решения по внутреннему развитию
До консента мы уже пробовали принимать решения группой. Мы использовали метод, при котором каждый может принять решение, если нет блокировок — это не касалось денег, найма и увольнений. У такого подхода был существенный минус — иногда обсуждение стоило дороже решения. Например, когда принимали решение купить в команду маркетинга фотоаппарат за 80 000 рублей, обсуждения стоили около 120 000 рублей. Бывало так, что блокировкой просто пользовались без анализа того, как блокировка повлияет на агентство.
Постепенно начали появляться базовые принципы принятия решений и мы пришли к принципу консента. Консент — принцип, согласно которому мы принимаем решения, если они не приносят вред агентству.
Базовые принципы принятия решения коллективом через консент зафиксировали в документе, чтобы все члены Совета могли с ним свериться.
Внедрение метода поручили Наташе Ганецкой из команды развития агентства. Наташа погрузилась в официальные руководства и адаптировала метод под агентство. Чтобы транслировать новый метод на всех, Наташа составила инструкцию — «Алгоритм принятия решений». Алгоритм помогает всем членам Совета понять, как правильно вынести вопрос на обсуждение, как презентовать свои аргументы против текущего порядка.
1 апреля 2021:
Наш ведущий разработчик, Слава Кулик, поднял вопрос о правилах учёта некоторых категорий расходов в отчётности агентства, потому что текущие правила сильно ограничивают развитие его направления.
В канале Слака «Совет агентства» Слава описал проблему, предлагаемое решение и желаемый результат. Он также привёл реальные кейсы, где сталкивался с этой проблемой.
2 апреля 2021:
Совет обсудил вопрос на регулярной пятничной планёрке. По пятницам у всех членов Совета есть специальный часовой слот, чтобы обсудить появившиеся вопросы. Совет попросил Славу оформить его идею в доксе по правилам и с примерами.
5 апреля 2021:
Слава скинул в канал Совета докс с проблемой, предлагаемым решением и примерами ситуаций.
5 апреля 2021:
На понедельничной планёрке Совет обсудил докс с правилами и принял решение, что мы можем попробовать новые правила. Замечаний и блокировок не было. Важно: решения принимаются в понедельник, но предварительно фактура обсуждается в пятницу, чтобы у всех было время составить своё мнение по вопросу.
Сейчас все значимые и управленческие решения принимаются по пятницам на Совете. Каждую встречу проводит модератор или инициатор решения по алгоритму принятия решений.
Советы от Кости:
1. Адаптируйте методику под себя. Не бойтесь
2. Постройте процесс так, чтобы фасилитатора можно было удалить. Зафиксируйте письменное описание процесса и донесите это до всех. Если постоянный модератор заболеет, важно, чтобы совещание всё равно могли провести.
3. Определите, зачем в компании внедрять новый процесс и нужно ли вообще это делать? Если в компании все решения принимает основатель и это никого не беспокоит, то и не стоит вводить фасилитацию рабочих встреч.
«Вроде работает. Вроде неплохо».
В сети «Додо» есть управляющая компания
Было принято решение создать Совет партнёров, чтобы получать обратную связь напрямую. В Совет входят
Заседания Совета проходят раз в квартал. Последнюю встречу готовила и курировала модератор, чтобы заседание проходило эффективно.
Основные цели Совета:
Модератором встречи была Алтын Нугуманова, директор по устойчивому развитию. Алтын не профессиональный фасилитатор, но она консультировалась со специалистами, чтобы структурировать встречу. Четыре принципа заседаний Совета:
Советы от Алтын:
1. Следите за таймингом встречи.
2. Сформулируйте правила встречи и зафиксируйте цели.
3. Начните встречу с небольшой шутки, чтобы разрядить обстановку.
4. Подготовьте «дорожную карту» встречи, чтобы участники понимали, когда будет перерыв, когда можно задавать вопросы и т. д.
«Рабочие группы могут обсуждать любые вопросы. Например, нужно было внедрить в приложение чаевые для курьеров. На Совете эту задачу можно вынести на обсуждение и приоритизировать. Важно аргументировать, зачем это вообще нужно — в случае с чаевыми, чтобы улучшить условия труда для курьеров.
Совет помогает компании развиваться».
Кроме описания реальных кейсов, где фасилитация помогает принимать решения, мы подготовили несколько книг на эту тему. Мы прочитали и выделили вот эти книги:
Секреты фасилитации:
Это руководство подходит руководителям и модераторам рабочих встреч. В книге вы найдёте ответы, подойдёт ли фасилитация вашей компании или отделу.
Вы узнаете, как сформулировать цель встречи, как и какие вопросы задавать участникам, чтобы принять решение. Простые
Как спасти или погубить компанию за один день. Технологии глубинной фасилитации для бизнеса
Книга подходит руководителям компаний, модераторам и тем, кто готовится провести первую рабочую встречу.
В книге описаны авторские техники фасилитации, которые помогают уйти от обмена мнениями к дискуссии с принятием решений. Автор подробно рассказывает про схемы, которые он использовал в работе. Вы узнаете, как поднять на поверхность внутренние конфликты и привести группу к общему решению.
Фасилитация на практике
Книга подходит лидерам команд, менеджерам и модераторам встреч.
Вы найдёте советы, как организовать встречу, посчитать её стоимость и подготовиться к обсуждению. Опросники,
Записала истории и прочитала книги Надя Иванян
Отредактировала Люба Мамаева
8 сентября 2021
Инструменты
Шаблон таблицы возможностейУправление
План обучения менеджеровИнструменты
Кластеризатор ключевых слов на Power QueryУстройство агентства
Оценка 360: взгляд на сотрудника глазами коллегПродолжая пользоваться сайтом, вы принимаете соглашение о передаче данных.