Чтобы написать с его слов статью
В агентстве
Во всём этом для меня самое сложное — первый разговор. В идеальном мире эксперт сам подробно раскладывает информацию по полочкам. Но чаще бывает так, что эксперт спешит, или ему не нравятся мои глупые вопросы, или он всё знает, но не умеет это доходчиво рассказать.
Во время разговора я стараюсь как можно лучше разобраться в теме, и задавать открытые вопросы — это только полдела.
Моё личное мнение — за статью всегда отвечает редактор. Если в статье сплошная вода, виноват редактор. Если иллюстрации не по делу — это косяк редактора. Если ссылки криво расставлены — снова недогляд редактора. В разговоре с экспертом то же самое: если редактору не удалось добыть достаточно информации для статьи, виноват он сам.
Из нас двоих — меня и эксперта — я, как редактор, должна знать, как вести разговор и какие задавать вопросы. Эксперт всего лишь мне помогает, но он не обязан думать, как бы поподробнее ответить. Может — да, но не должен. А должна я, потому что я рулю всем процессом.
Эксперт мало рассказал — это моя недоработка. Эксперт размыто ответил на вопрос, а я не уточнила — тоже моя недоработка. Эксперт не знает, о чём говорить — и снова моя недоработка. Это я редактор, и я должна знать, как достать из эксперта важную информацию.
Осознание ответственности за результат интервью меня здорово отрезвляет. Когда я думаю «что за муть мне говорит эксперт?», я сразу себя одергиваю: это не он говорит муть, это я не могу помочь ему донести свою мысль. И мозг сразу встаёт на место.
Перед тем как идти к эксперту, я стараюсь хоть немного самостоятельно изучить тему. Для меня в этом два плюса: я подготовлю вопросы по теме и буду говорить с экспертом на одном языке. Так мне будет проще
Когда я писала статью про подведение итогов в агентстве, я смотрела видео с итогов и читала отчёты. На интервью с Колей как с экспертом, я уже была в теме и не спрашивала очевидное: кто участвует в итогах или куда вы записываете итоги.
Недавно я редачила статью про кластеризатор на Power Query.
Так что перед интервью я всегда стараюсь узнать, что изучить заранее: наши старые статьи по этой теме, видео семинаров, конспекты, статьи в агентской вики. Если ничего из этого нет, я иду в гугл. Иногда ленюсь гуглить, но мне это ни разу даром не прошло:
Раньше, ещё до агентства, я не особо готовилась к разговору. Я брала стандартные вопросы, которые Максим
Сейчас у меня есть собственный список стандартных вопросов, которые подходят под почти любую мою ситуацию: я спрашиваю в общих чертах о целевой аудитории статьи, о её полезном действии и о самой тематике. Перед разговором я подкручиваю список под конкретную тему:
Мы с Натали будем писать статью о том, зачем нужно контролировать звонки
Заранее подготовленных вопросов всё равно не хватает. Чтобы не бегать по десять раз с уточнениями к эксперту, я стараюсь внимательно слушать, цепляться за мелочи и задавать к ним уточняющие вопросы. Мои любимые: зачем? почему? а что именно это значит?
Пишем статью про обучение менеджеров с помощью кейсов. Паша говорит, что для проведения кейса у ведущего должна быть продуманная легенда, без которой ничего не получится. Вроде бы что здесь непонятного? Но я по опыту знаю, что «
Я ещё не знаю, как научиться специально распознавать непонятные мелочи. Так что пока не могу ничего посоветовать. У меня самой срабатывает чуйка.
Люди разные:
У меня мысль бежит впереди паровоза, поэтому мне тяжело молча ждать. Чтобы не сорваться, я прикусываю язык зубами. Да, именно прикусываю,
Один из наших экспертов может думать
Бывает, что без перебивания никак. Например, эксперт
В Школе редакторов, в книгах, в статьях учат, что надо задавать открытые вопросы. Это подталкивает людей отвечать развёрнуто. К сожалению, в половине случаев на открытый вопрос мне отвечают «что ты имеешь в виду?». Чтобы яснее донести свою мысль, я вместе с вопросом привожу пример. Обычно это срабатывает.
Предположим, мне нужно узнать, как в агентстве строят отчётность. Я ничего не знаю об отчётности, поэтому могу задать открытый вопрос: «Как мы строим отчётность?». Скорее всего, этот вопрос не сработает: отчётность — огромная сложная штука, и эксперт не знает, с чего начать рассказ. Поэтому
Иногда я настолько плохо разбираюсь в теме, что не могу придумать адекватный пример. В этом случае я пытаюсь провести
Разберем предыдущий пример с другой стороны. Предположим, я вообще ничего не знаю про отчётность, поэтому не могу привести адекватный пример. Тогда я провожу
Возможно, дело не в открытых вопросах, а в том, что я плохо их задаю. Если у вас такая же проблема, то примеры выручат.
Мне самой было странно писать эту статью, потому что советы вроде очевидные. Но когда я анализирую свои разговоры с экспертами или разговоры моих авторов, я вижу, что мы продолжаем допускать все эти ошибки.
Здесь будет ссылка на статью о вопросах, которые я обычно задаю на интервью. Но мы её ещё не выпустили
21 июля 2023
Записал Вячеслав Демиш, отредактировала Наташа Ганецкая
Устройство агентства
Правила выживания для стажёров и сотрудниковИнструменты
Кластеризатор ключевых слов на Power QueryУстройство агентства
Презентация подходаУправление
План обучения менеджеровУстройство агентства
Оценка 360: взгляд на сотрудника глазами коллегПродолжая пользоваться сайтом, вы принимаете соглашение о передаче данных.