Конспект лекции Артёма Горбунова о полезном действии, которую он читал в Студии Лебедева в декабре 2011 года.
Раньше я рассуждал так: «Пользовательский интерфейс — это то, через что люди воспринимают продукт. Это значит, что между продуктом и его интерфейсом можно поставить знак равенства. Т. е. если у продукта будет хорошо сделан интерфейс, то этот продукт будет успешным. И наоборот». Но это разбивается о реальность на каждом шагу.
Все знают множество примеров того, как успешные продукты имеют ужасный дизайн.
Что же тогда определяет успех продукта, если не интерфейс? Чтобы продукт стал успешным, в его основе должна быть работоспособная система, которая выполняет своё полезное действие на всех стадиях работы.
Полезное действие — способ определить, что важно и неважно для проекта.
Интересное обсуждение на Quora (на англ.)
«Какие наиболее популярные сайты / приложения имеют самый ужасный дизайн?»
Зрители смотрят ролики на Ютубе, потому что им скучно просто так пить пиво в компании. Те, кто придумывали Ютуб, очевидно, формулировали эту задачу не так. Они думали, например: «Давайте сделаем сайт, на который пользователи будут заливать ролики и будут смотреть их».
В итоге полезное действие получилось — досуг, а не видеохостинг.
Объекты нашей системы — зрители и ролики; они взаимодействуют друг с другом. Самое важное начинается после «потому что». Это то, без чего не заработает ни один стартап. Это внешняя сила, которая заставляет людей взаимодействовать с тем, что мы предлагаем.
Примечание: YouTube изначально создавался как сайт онлайн знакомств
Что такое веполь: вещество + поле. На верхнем изображении — В1 и В2 (вещество 1 и вещество 2) — зрители и ролики. Веполь не полный — нет никакой причины, чтобы возникло взаимодействие. На втором рисунке появилась сила, которая заставляет их взаимодействовать.
Амазон — один из первых придумал продавать сразу 50 000 товаров. Как справиться с этой задачей? Если мы возьмём 1 случайный товар из 50 000 товаров и покажем его пользователю, его интерес будет сомнительным.
Как быть? Можно сделать классификатор. В чём здесь проблема? Некоторые пользователи ещё не знают, что хотят купить. Даже если знают, они должны в голове товар классифицировать,
Понятия из ТРИЗ
Как привлечь интерес к товару? Можно выводить трендовые товары, т. е давать рекомендацию. Это ещё не решение, это идея. Для решения надо залезть человеку в мозг и понять, что он хочет.
Я до сих пор от многих клиентов слышу предложение сделать подробную анкету на сайте и благодаря ей предложить пользователю всё, что ему интересно. Но это не работает:
Амазон придумал, как залезть человеку в мозг и понять, чего он хочет. Как только пользователь кликает в товар, который его заинтересовал, он получает информацию о нём, а потом строку с похожими товарами. Кроме того, клик в товарную рубрику записывается в базу знаний (кука), что позволяет более точно настраивать рекомендации. Получается, что посетитель сам формирует свою историю посещений и покупок.
Полезное действие здесь — покупка того, что я хотел, а не навигация по каталогу.
На Одноклассниках, на главной странице предлагается заполнить большую анкету о себе. Почему люди заполняют анкеты? Потому что все испытывают удовольствие от ностальгии, воспоминаний, особенно о детстве.
Но что дальше делать с теми, кого ты нашёл? Можно договориться встретиться с ними, но это довольно уныло (все постарели и потолстели). Сейчас общих интересов у этих людей уже нет.
Но если бы было всё так грустно, Одноклассники бы загнулись. А раз этого не произошло, у них есть другие механизмы работы.
КПД (коэффициент полезного действия) — исключительно человеческое понятие, субъективное. Например, на войне нам важна мощь нашего оружия, его КПД. А когда у противников мощное оружие, для нас это уже не КПД. Взгляд на то, что считать КПД — серьёзный жизненный выбор.
Пример из Яндекс.Афиши: кнопка «Присоединиться» с числами. Полезное действие — понимать, насколько популярно событие. Но её нажимают плохо. Когда сайт открылся, там были очень маленькие числа (2,3). Почему? Веполь неполный — нет причины, по которой мне хотелось бы нажать кнопку.
Другой пример — last.fm и цифра, сколько человек идёт на концерт. Концерт проходит один раз, а количество лайков у него бывает сопоставимо с фильмами в Яндекс.Афише, хотя фильмы идут долго. Значит, кнопка на last.fm работает лучше. Почему?
На last.fm есть профили, внутри них собрана инфа о концертах, которые посещал пользователь.
Полезные действия у ласт.фм и пользователя разные: повысить интерес к событию и коллекционировать концерты. Совместив оба действия, профит получают обе стороны.
На многих сайтах есть кнопка регистрации. Её смысл — человеку нужно заполнить о себе инфу на сайте. Это нужно только владельцам сайта и то не всегда. И точно не нужно посетителю. Поэтому сама по себе регистрация работает плохо.
В знакомых всем портянках текста с условиями использования продуктов есть важные пункты, а интерфейс неудобный. В данном случае обе стороны (владельцы программы и пользователи) заинтересованы в том, чтобы не читать текст.
С точки зрения системы, интерфейс — прослойка. Он выполняет роль коробки передач, КПД у неё всегда меньше 1, всегда есть потери.
Идеальная страница с покупкой — это одна кнопка «Купить». По такому принципу работает AppStore в айфонах. Ничего не спрашивает за всю сессию. Это возможно, потому что Эппл знает всё о пользователе, вплоть до номера карточки. Всем от этого польза.
Можно обойтись без кнопки «Купить»? Да, у всех есть мобильники, где нет кнопки «Купить смс» или «Купить минуту разговора». Деньги списываются сами собой при звонке или смс. Тут нет факта принятия решения о покупке. Для коммерции это очень полезная штука.
Концепция полезного действия помогает концентрироваться на важном и сказать «нет» всему остальному. В любом проекте или дизайнерском решении при вопросе,
Интерефейс — зло,
статья Артёма Горбунова
26 июля 2023
Записал Сергей Шабалин
Управление
План обучения менеджеровУстройство агентства
Правила выживания для стажёров и сотрудниковУстройство агентства
Презентация подходаИнструменты
Инструменты
Кластеризатор ключевых слов на Power QueryПродолжая пользоваться сайтом, вы принимаете соглашение о передаче данных.