«ВкусВилл» — бренд полезных продуктов для здорового питания, сеть магазинов и сервис бесплатной доставки. В апреле 2023 года работает более 1350 магазинов и 120 дарксторов в 72 городах России, а также мобильное приложение «ВкусВилл»
Раньше «ВкусВилл» уже выпускал новости, статьи о продуктах, рецепты и подкаст «Голодные люди». Читателям нравился этот контент, но искать его было не всегда удобно. Дело в том, что материалы находились в разрозненных разделах, поэтому компания решила объединить весь контент, запустив медиа о еде.
Для этого требовалось перенести опубликованный контент в новый раздел на сайте. В этом случае есть риск потерять существующий трафик. Чтобы не допустить этого, заранее продумывают структуру раздела и категории материалов, прорабатывают внутренние страницы и проверяют, есть ли на страницах элементы, влияющие на индексацию в поисковых системах, и их техническую реализацию.
«ВкусВиллу» нужна была
Активно наше подключение началось в мае 2021 года, а медиа запустили в апреле 2022. Мы сопроводили разработку и помогли запустить медиа без ошибок со стороны SEO.
Трафик на старые материалы сохранился и даже подрос. Например, количество визитов в раздел с рецептами, опубликованными до запуска медиа, выросло на 43 %, а с учётом новых материалов трафик в нём увеличился в шесть раз.
Трафик в медиа «ВкусВилла» ежемесячно растет
в 3,5 раза
увеличился суммарный поисковый трафик на статьи, рецепты и новости с марта по сентябрь 2022 г.
Раздел с рецептами — ключевой для медиа. Он приносит более 200 000 визитов ежемесячно, а продукты из рецепта можно сразу заказать, добавив в корзину. То есть рецепты могут быстро конвертировать читателей в покупателей. В связи с этим подавляющая часть нашей работы была связана именно с этим разделом.
Вместо линейной категоризации появились разветвлённая с набором фильтров, чтобы пользователям было проще найти нужный рецепт. Раньше все рецепты делились на широкие категории: «Выпечка», «Десерты» и т. д. Эти категории были верхнеуровневыми, без дополнительных фильтров.
В старой версии нельзя было открыть список блюд только с курицей или выбрать рецепты в духовке без лука
В новую разветвлённую категоризацию мы добавили разбивку по основному ингредиенту, тематике и типу блюда. Так пользователям стало проще найти нужный рецепт
В новом разделе читатель может найти рецепт не только по категории самого блюда, но и по параметрам его приготовления. Механика с фильтрами — ещё одна витрина рецептов и дополнительная точка входа для читателя.
С помощью фильтров читатель сортирует рецепты по сложности, времени, способу приготовления или может исключить аллергены
В итоге получилась понятная структура рецептов, которая помогает читателям лучше ориентироваться в разделе, а бизнесу — продвигать идею здорового питания и большого ассортимента.
Избежали проблем с техническим дублированием страниц. С новой категоризацией некоторые рецепты одновременно относились к разным категориям. Например, страница с рецептом салата с курицей, черносливом и грецкими орехами находится в категориях «Салаты», «Птица», «Курица». Если сделать три одинаковые страницы под каждую категорию, то это отрицательно скажется на месте в поисковой выдаче. Дело в том, что поисковые роботы хуже ранжируют страницы, дублирующие контент.
Вместе с дизайнерами и разработчиками мы придумали, как сделать так, чтобы один материал мог находиться в разных разделах, но при этом не было технических дублей страницы.
Кроме переработки структуры раздела, было важно оптимизировать и сами страницы с рецептами.
Исправили ошибки,
Вместе с командой разработки мы придумали решение, с которым контент из виджета появляется в коде и микроразметке.
Сейчас область, выделенную красным, видят не только читатели, но и поисковые роботы
Добавили версию рецептов для печати и продумали карточный дизайн, избежав дублирования контента. В комментариях к рецептам пользователи писали, что им было бы удобно распечатать страницу, чтобы во время готовки не пачкать смартфон или ноутбук. Обычно в таких случаях на страницу рецепта добавляют
Кроме этого, внимания со стороны SEO требовал карточный дизайн рецептов. С ним читатели могут не скроллить страницу, а свайпать каждый шаг приготовления блюда. Этот способ удобнее в использовании, но его реализация может приводить к дублированию контента в коде страницы и, как следствие, проблемам с ранжированием. Мы подсветили проблему и обсудили риски с разработкой. Вместе с командой удалось выбрать и внедрить функциональное решение, оптимальное с точки зрения SEO.
Пошаговые рецепты можно открыть в виде карточек и перемещаться между ними с помощью стрелочек или пробела. Мы проконтролировали, чтобы это было удобно читателям, но не мешало ранжированию страницы
Помогли получить расширенные сниппеты и увеличить долю присутствия в галерее рецептов Google. Рецепты — конкурентная тема в поиске. Наибольшее внимание и переходы получают те ссылки, которые видны в галерее рецептов и имеют расширенные сниппеты. В таких сниппетах кроме стандартного описания видны и разные элементы, например, рейтинг рецепта, количество голосов и время приготовления.
Часто рецепты «Вкусвилла» захватывают лучшие позиции в выдаче — первые места в галерее и первую ссылку. При этом рецепты визуально выделяются благодаря расширенным сниппетам
Через полгода после запуска медиа мы оценили, как изменились показатели в блоке «Галерея рецептов» в Google. Они начали расти после запуска медиа. В сравнении месяц к месяцу прошлого года выросли все ключевые показатели:
На графике показов и кликов в «Галерее рецептов» из Google Search Console видно, что рост начался с середины апреля, как раз после запуска медиа
Нижние фиолетовая и синяя линии показывают общее количество кликов и показов в сентябре 2021 г., а верхние — в сентябре 2022 г.
Кроме рецептов, мы работали и над другими разделами медиа — журналом с полезными статьями, страницами подкастов, видео и тестами. Статьи — второй после рецептов раздел с высоким потенциалом по привлечению поискового трафика. По ним мы провели похожие работы: дали рекомендации по постраничной оптимизации и проверили их внедрение, составили карту редиректов, чтобы перенаправить пользователей со старых URL на новые.
Остальные разделы — видео, подкасты, тесты — работают скорее на поддержку бренда и активности пользователей, чем на привлечение поискового трафика. Но базовые
Создали дополнительный рубрикатор, чтобы подсвечивать ценности бренда. Мы участвовали в создании «Интересов».
Любой материал — от подкаста до рецепта — в журнале можно привязать к нескольким интересам и одному главному. Благодаря такой агрегации контента читатели могут искать материалы разными способами и лучше понимать, что предлагает «ВкусВилл»
Внедрили шаблоны метатегов для более простой публикации новых материалов. На ранжирование страницы в поисковой выдаче влияют разные факторы, среди которых наличие метатегов title и description. Когда контента много, заполнять их долго и однообразно. Иногда о них просто забывают.
Чтобы освободить
Как только медиа запустили, мы провели аудит рабочей версии раздела, зафиксировали найденные ошибки
После этого перешли в режим регулярной аналитики и отслеживания изменений.
Например, на главной медиа есть выделенная публикация на всю ширину экрана. Когда мы изучали карту кликов, обнаружили, что пользователи чаще всего нажимали на заголовок публикации или фото, но кликабельной была только кнопка «Смотреть». Мы рассказали об этом команде: теперь перейти на страницу публикации с такого баннера можно не только по кнопку, но и с заголовка и картинки
Проверили, чтобы ранее опубликованные статьи не потеряли трафик после переезда в новый раздел. Когда старый контент переносится в другой раздел, у статей и рецептов меняются адреса. Чтобы сохранить трафик опубликованных материалов, мы подготовили карту редиректов. Но в поиске могут встречаться и старые ссылки, и новые: поисковым системам нужно время, чтобы узнать о «переезде», исключить старые версии из результатов поиска и предлагать читателям материалы по новым адресам.
После запуска медиа страницы со старыми адресами (синия линия) получают меньше трафика, а страницы с новыми (красная линия) — больше. Это значит, что ранее хорошо ранжируемые материалы продолжают получать трафик, несмотря на смену адреса, а новые страницы без проблем собирают визиты после публикации
Мы делали несколько промежуточных отчётов после запуска, но итоговый анализ эффективности собирали в сентябре 2022 года, чтобы оценить результаты на большой дистанции.
Новые страницы медиа быстро выходят в топ выдачи, а контент, как раньше, попадает в выделенные описания в выдаче поисковых систем.
Анна Ермакова,
«Я переживала по поводу того, что сайт может потерять поисковый трафик
Мария Лем, оптимизатор
«В проекте, где над одной задачей работают несколько команд одновременно, важна качественная синхронизация. Она помогает вовремя выявить потребности других команд и учесть их в своей работе. За счёт этого мы снижаем вероятность того,
На старте этого проекта мы согласовали планы с дизайнерами, разработчиками, командой «ВкусВилл». Подробно обсудили все важные элементы и логику их работы, чтобы команды понимали, чего мы ожидаем. Например, чтобы в сниппете страницы появились звёздочки рейтинга, дизайнер должен предусмотреть их в макете, а разработчик — внедрить функционал и микроразметку. Если бы мы пришли с таким запросом, когда дизайн уже согласован с клиентом или передан в вёрстку, доработка потребовала бы дополнительных ресурсов и увеличила срок проекта.
Не менее важно поддерживать коммуникацию и после стартовой синхронизации. Мы регулярно встречались с командами, чтобы обсудить задачи, текущий статус проекта и идеи. Позже закрепляли результаты встреч в техзадании, описании логики элементов и других артефактах. Иногда мы встречались и по конкретным поводам. Например, у нас была серия встреч, где мы говорили о структуре раздела и подкатегорий. Благодаря такой синхронизации и обмену экспертизой специалисты понимали, какой вариант реализации устроит все команды и будет более оптимальным для пользователя».
Записал Илья Иванов
Отредактировала Лариса Васина
4 апреля 2023
Управление
План обучения менеджеровУстройство агентства
Оценка 360: взгляд на сотрудника глазами коллегУстройство агентства
Презентация подходаИнструменты
Кластеризатор ключевых слов на Power QueryИнструменты
Шаблон воронки продажПродолжая пользоваться сайтом, вы принимаете соглашение о передаче данных.